logo prof

Они были одними из первых

2018 4604 01В начале ноября этого года исполнилось 59 лет с тех пор, как был сдан в эксплуатацию Новокриворожский горно-обогатительный комбинат, который, как известно, в 1996 году вошел в состав «Криворожстали», а со временем трансформировался в горный департамент ПАО «АрселорМиттал Кривой Рог». С конца 50-х годов минувшего столетия прошло уже немало времени, но, тем не менее, сегодня среди ветеранов НкГОКа есть люди, которые строили предприятие в криворожской степи и затем работали на нем не один десяток лет. При активном содействии бывшего старшего мастера локомотивного депо УЖДТ горного департамента Владимира Андреевича Шаряка, который и сегодня работает в этом структурном подразделении, мы встретились с такими ветеранами и попросили их поделиться воспоминаниями о годах своей молодости, работы на предприятии.

Михаил Владимирович ЖУК:
«МЫ ОЧЕНЬ СЛЕДИЛИ ЗА ТЕПЛОВОЗАМИ»

– На еще строящийся горно-обогатительный комбинат я пришел в 1958 году. Сразу устроился слесарем в центральную механическую мастерскую, работал в механо-кузнечном цехе. Помню, как мы устанавливали в цехе токарные станки, огромный 100-тонный молот. Это была очень тяжелая работа – нужно было выкапывать землю под большие фундаменты, бетонировать. Для многих устроившихся на работу строительство в больших промышленных масштабах тогда было в новинку, технических специалистов не хватало, но нашей бригаде повезло, так как у нас был очень грамотный бригадир, он хорошо разбирался в чертежах.

Но меня тогда все время больше тянуло к технике. Как раз в те годы на железной дороге на смену паровозам начали приходить тепловозы и электровозы, которые тогда для многих были в новинку. Начала поступать новая техника и на наш комбинат. Одним словом, когда у нас открылись курсы помощников машинистов тепловозов, я решил поменять свое слесарничество на локомотив и поступил на учебу. С того времени моя трудовая деятельность на предприятии была неразрывно связана с тепловозами. Сначала работал помощником машиниста, а в 1965-м стал уже машинистом, работая на вывозе горной массы с карьеров комбината. Был и машинистом-инструктором, обучал молодых.

За годы моей работы на предприятии больше всего запомнились крепкие дружеские отношения в бригадах, дух сплоченности. Все работали с энтузиазмом, не покладая рук. Не было такого, чтобы где-то в какой-то смене разгорелся какой-то скандал, чтобы люди выясняли отношения. Только добрыми словами вспоминаю сейчас моих коллег Николая Лискова, Василия Трегубова, Григория Пащенко, Александра Першина и многих-многих других.

Мы очень следили за техникой, ремонты проводили и своими силами и в локомотивном депо. Помнится, одно время к нам привезли работников из Омской железной дороги – и машинистов, и слесарей по ремонту локомотивов: хорошие были, грамотные тепловозники, мы у них многому научились. Да и мне пришлось поездить, в частности в Людиново Калужской области, где мы получали новые тепловозы.

Прасковья Филиповна ЯЛОВАЯ:
«МЫ И СТЕНГАЗЕТУ УСПЕВАЛИ ВЫПУСКАТЬ»

– Хочу сказать, что большая часть моей трудовой биографии связана с желдорцехом НкГОКа, но туда я попала не сразу. Как сейчас помню, на новое предприятие, которое тогда напоминало огромную стройплощадку, я пришла 6 августа 1959 года. В учебно-курсовом комбинате поступила на курсы обогатителей, но так как мне тогда еще не было 18 лет, меня не взяли на производственную практику. Я от обиды расплакалась, а начальник УКК Зоя Федоровна говорит: перестань реветь, тебя устроят в другом месте. Другим местом оказался желдорцех, а моя новая специальность – пробоотборщик. В 1959 году как раз было открыто тепловозное депо, в котором работали одни мужчины и только две женщины. Я стала там третьей.

Кем я только не работала – и пробоотборщиком, и замерщиком, и машинистом крана (успела окончить курсы), позже – диспетчером, начальником смены цеха. Тогда на новом предприятии было много молодежи – молодые люди приезжали по комсомольским путевкам, поэтому, кроме основной работы, я занималась активной общественной деятельностью, в частности, одно время была комсоргом тепловозного депо, состояла в профсоюзе, вместе с другими активистами выпускала стенную газету.

Интересное время тогда было. Хотя трудовые коллективы были во многом сформированы из людей, приехавших на строительство комбината из разных уголков страны, все были дружны, как говорится, все за одного и один за всех. Никто особо не считался с личным временем, если речь шла о работе, о помощи кому-то в трудную минуту. Среди тех, с кем посчастливилось работать вместе, отметила бы машинистов локомотивов Леонида Фомина, Степана Чайку, Вячеслава Михайлова, машиниста-инструктора Виктора Перебийноса.

В последние годы работы на предприятии я была начальником смены желдорцеха. Когда в конце 2002 года вышла на заслуженный отдых, то оказалось, что у меня 44 года стажа на предприятии.

Яков Тимофеевич МАЙДАНИК:
«ПРЕДПРИЯТИЕ РОСЛО У МЕНЯ НА ГЛАЗАХ»

– На Новокриворожский комбинат я устроился в августе 1959 года, а ушел с предприятия в 1990 году. Однако и после выхода на пенсию ещё 15 лет трудился кочегаром в санатории-профилактории «Джерело». Сначала я работал в механо-кузнечном цехе, а через некоторое время пошел на курсы помощников машинистов тепловоза. В дальнейшем вся моя трудовая деятельность была связана с работой на локомотивах в желдорцехе предприятия.

Специфика работы на локомотиве такова, что ты почти ежедневно можешь видеть не только отдельные цехи, станции, но и всю панораму комбината, то, как он меняется. Так вот НкГОК рос буквально на моих глазах. Помнится, когда я только устраивался на работу, на месте будущего карьера № 1 была только огромная яма, а уже через некоторое время она получила очертания большого железорудного карьера, с которого тепловозами вывозили горную массу. При пуске комбината в эксплуатацию работали всего одна дробильная, одна рудообогатительная, одна агломерационная фабрики, а затем строились и запускались ещё такие же цеха, и фабрик стало по две. За годы моей работы также намного выросли общая длина железнодорожного пути, количество станций и постов, тепловозов.

Хотелось бы сказать, что железнодорожники умели не только ударно работать, ставя трудовые рекорды по вывозке горной массы, но и отдыхать. В выходные мы, как правило, ездили коллективом на турбазу в сторону Латовки, где раньше было «Джерело» № 2. Устраивали там праздники, дни рождения, соревнования, удили рыбу. Любили также путешествовать по красивым местам, в частности, ездили в Давыдовский парк, в другие города на экскурсию. А самым любимым нашим праздником был, конечно, День железнодорожника, который отмечался тогда в первое воскресенье августа.

Анатолий Григорьевич СТЕЦЬ:
«Я ПОЧТИ ГОД ПРОЖИЛ В ОДЕССЕ, ВСТРЕЧАЯ КОРАБЛИ»

– В конце 50-х годов после окончания института меня направили на работу на железную дорогу в Дебальцево. В 1956 году в СССР было прекращено строительство паровозов, и был кинут клич всем паровозникам переучиваться на электро- и тепловозы. Вот и мне пришлось тогда осваивать новую технику. И на НкГОК я в 1960 году прибыл с миссией обучать железнодорожников тепловозному делу, так как предприятие получало новые локомотивы, а работники этой техники еще толком не знали.

Было тогда тяжело, так как мы начинали на новом месте. Учиться было не у кого, надеялись только на себя. Бывало, сутками не появлялся дома – все время приходилось отдавать работе. Еще больше дефицит времени я ощутил, когда меня назначили заместителем директора комбината по транспорту. Приходилось чуть ли не круглосуточно заниматься вопросами и железнодорожного, и автомобильного транспорта. Помню, как-то вызвал меня директор комбината и говорит: поедешь в Одессу и будешь там принимать 120-тонные карьерные самосвалы «Камацу». В итоге я почти год прожил в южном городе, принимая с кораблей японскую технику в разобранном виде, организовывая её доставку в Кривой Рог и сборку на месте. Помню, что через мои руки прошло около двух десятков самосвалов, которые затем исправно трудились в карьерах НкГОКа.

Сегодняшним работникам предприятия мне хотелось бы пожелать ни в коем случае не останавливаться на достигнутом, осваивать все новое и набирать обороты.

Владимир Андреевич ШАРЯК:
«НАШЕ МЕСТО ВСТРЕЧИ – ПАРОВОЗ НА ДОЛГИНЦЕВО»

– Мне очень приятно, что наши ветераны, несмотря на свой возраст, находят в себе силы, чтобы регулярно встречаться, общаться между собой, устраивать небольшие праздники. Я тоже уже на заслуженном отдыхе, хотя ещё работаю. В свое время был помощником машиниста тепловоза, машинистом, старшим мастером локомотивного депо. Хотелось бы сказать огромное спасибо сегодняшним участникам встречи, которые старше меня по возрасту и которые учили меня не только профессии, но и жизни. Когда я пришел на тепловоз, они стали для меня словно вторыми родителями, иногда и кушать давали, так как я жил в общежитии, и не всегда была возможность нормально питаться.

Я попал в хороший рабочий колллектив, который по сути воспитал меня, а место работы стало, можно сказать, моим вторым домом. Я всегда шел на работу с радостью, даже из очередного отпуска хотелось выйти раньше, потому что меня тянуло туда, где тебя понимают, где можно узнать что-то новое, где тебя ценят. Очень внимательно мы смотрели за техникой, дорожили ею, ведь она была нашей кормилицей. Помнится также, что мы не только вместе работали, но и вместе ходили в народную дружину, отмечали Новый год, дни рождения и другие праздники. А на День железнодорожника мы неизменно встречались и встречаемся сейчас возле паровоза на привокзальной площади станции Кривой Рог Главный.

Хотелось бы нашим ветеранам пожелать крепкого здоровья, бодрости духа, долгих лет жизни и отличного настроения!

Записал Сергей СОЛОВЬЁВ

Вы здесь: Главная Совет ветеранов Они были одними из первых