Поверка счётчиков воды: по букве закона
Каждый, у кого в квартире установлен счетчик на воду, знает, что раз в несколько лет его необходимо поверять. Но за чей счет проводится эта процедура?
Раньше поверка квартирного счётчика входила в тариф на воду, и отдельно не оплачивалась. С принятием ЗУ «О коммерческом учете тепловой энергии и водоснабжения» правила оплаты поверки счетчиков бытовых потребителей изменились. «Вместе профинфо» разбиралась в вопросе, кто же должен платить за поверку счётчиков воды, и как вообще сейчас осуществляется эта процедура.
В соответствии с принятым в июне 2017 года ЗУ «О коммерческом учёте тепловой энергии и водоснабжения» НКРЭКУ изъяла из тарифов на централизованное водоснабжение и водоотвод расходы на проведение работ по периодической поверке, обслуживанию и ремонту квартирных средств учета холодной воды для жителей многоквартирного жилого фонда (постановление № 1342 от 29 ноября 2017 года). И с этого момента водопоставляющие организации объявили о том, что оплата поверки счётчиков теперь является обязанностью тех, в чьей квартире они установлены.
Однако утверждение о том, что поверка квартирных счетчиков воды оплачивается потребителем, до сих пор вызывает разнотолки, и до сих пор потребители не знают наверняка, должны они платить за поверку или нет. Как оказалось, причиной тому стало неправильное толкование статей указанного закона.
В частности, ст. 6 ЗУ «О коммерческом учёте тепловой энергии и водоснабжения» содержит тезис о том, что расходы оператора внешних инженерных сетей на обслуживание и замену узлов коммерческого учета возмещаются потребителями соответствующей коммунальной услуги, путем уплаты исполнителю коммунальной услуги взносов на обслуживание и замену узла коммерческого учета. Под взносами в данном случае понимаются регулярные платежи, определенные отдельно для каждого здания, учитывающие затраты на обслуживание узлов коммерческого учета по каждой коммунальной услуге и расходы операторов внешних инженерных сетей, связанные с установлением, обслуживанием или заменой узлов коммерческого учета (при наличии).
Однако под узлами коммерческого учёта в данном случае подразумеваются узлы учёта, которые обеспечивают общий учет потребления соответствующей коммунальной услуги в здании, его части (подъезде), оборудованной отдельным инженерным вводом. В квартирах же, согласно определению, данному в ст. 1 закона, установлены так называемые узлы распределительного учёта, а их обслуживание осуществляются за счет собственников, если иное не установлено законом или договором.
Нормы ЗУ «О коммерческом учёте тепловой энергии и водоснабжения» дублируются и в ЗУ «О метрологии и метрологической деятельности», который устанавливает обязательную поверку водомеров: п. 4 ст. 17 гласит, что периодическая поверка средств измерений (результаты измерений которых используются для осуществления коммерческих расчетов за потребленные тепловую энергию и воду) проводится за счёт взносов за обслуживание узлов коммерческого учета. А вот поверка индивидуальных счетчиков воды уже не фигурирует в современной редакции этого закона.
В соответствии с упомянутыми законами было принято и постановление Кабмина от 24 октября 2018 г. № 880 «Об утверждении Порядка представления средств измерительной техники на периодическую поверку, обслуживание и ремонт». В то же время до сих пор остаётся действующим постановление Кабмина от 21 июля 2005 г. № 630 «Об утверждении Правил предоставления услуг по централизованному отоплению, снабжению холодной и горячей воды и водоотводу и типового договора о предоставлении услуг по централизованному отоплению, снабжению холодной и горячей водой и водоотводу», согласно п. 9 которого периодическая поверка, обслуживание и ремонт (в том числе демонтаж, транспортировка и монтаж) квартирных средств учета проводятся за счет исполнителя. И это создаёт правовую коллизию.
Однако, очевидно, что платить за поверку квартирных счётчиков воды придётся всё же потребителям. В то же время, на субъектов хозяйствования возложена ответственность за своевременность проведения периодической поверки, обслуживания и ремонта (в том числе демонтаж, транспортировку и монтаж) средств измерительной техники. Таким образом, контролировать межповерочные интервалы должны водоканалы.
Как сообщает пресс-служба КП «Кривбассводоканал», коммунальное предприятие формирует предписания абонентам, у которых приближается срок поверки счётчика, и контролёры разносят их адресатам. С момента получения предписания абоненту выделяется один месяц для выполнения поверки удобным для него способом. Поверку можно выполнить как с демонтажем счётчика, так и без него, второй вариант, естественно, обойдётся дороже, но будет наименее хлопотным. Стоит отметить, что поверять счетчики имеют право поставщики соответствующей коммунальной услуги и сертифицированные организации, и потребителю предоставляется право выбора исполнителя данной услуги. В зависимости от выбранного варианта будет отличаться и алгоритм действий, подробно его можно уточнить у поставщика воды.